Наиболее целесообразным в рамках углубленного изучения представляется не столько дальнейшее расширение перечня подлежащих изучению предметных тем, сколько усиление внимания к систематизации исторического материала; достижение более серьезного уровня теоретического осмысления и конкретизация знаний о ключевых явлениях и процессах отечественной и мировой истории; дополнительная отработка учебных умений, навыков и способов деятельности, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, с ориентацией, в ряде случаев, на требования профильного уровня. Указанный подход положен в основу настоящих рекомендаций, призванных оказать содействие в эффективной организации углубленного изучения истории.
Рекомендации состоят из следующих основных элементов:
- основного содержания программы углубленного курса истории для 5-11 классов, дополненной за счет включения ряда дидактических единиц, предлагаемых для обязательного изучения;
- скорректированных с учетом специфики углубленного изучения предмета требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы по истории;
- перечня учебно-методических комплектов, рекомендуемых для реализации углубленного курса истории;
- рекомендаций относительно количества часов, выделяемых в учебном плане за счет федерального компонента и компонента образовательного учреждения для освоения предлагаемой программы углубленного курса истории (по годам обучения);
- кратких рекомендаций по применению образовательных технологий и методов обучения, в наиболее полной мере отвечающих задачам углубленного изучения истории в школе.
Сейчас идет переоценка самой сущности процесса обучения и воспитания. Перестройка методов обучения призвана способствовать познавательной активности, самостоятельному мышлению, взаимодействию, творчеству учащихся.
Надо заложить в школьный курс истории возможность последовательно раскрывать усложняющуюся идеологическую жизнь общества, показать перемены в общественной психологии, углубление демократизма.
Среди организационных форм обучения должны занять такие, которые представляют наибольшие возможности для проявления творческой активности и самостоятельности: дискуссии, практикумы, семинары, лекции, конференции. В формировании знаний предпочтение следует отдавать методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать.
Актуальность проблемы углубленного изучения истории сегодня очевидна. На практике сложились два основных варианта решения этой проблемы. В первом случае речь идет не столько об углубленном, сколько о расширенном изучении предмета, о сообщении большего объема теоретического и фактического материала. Второй путь - «погружение в предмет» представляется и более сложным и более перспективным. Его цель-формирование исторического мышления, гуманизация мировоззрения, пробуждения интереса к истории.
На основе опыта наиболее эффективными можно определить следующие типы уроков: уроки вводного обзора, уроки погружения в предмет, уроки – характеристики исторической личности, проблемные уроки, уроки – зачеты.
Изучение разделов целесообразно начинать с вводного урока, что позволяет определить основные вопросы этого раздела, порекомендовать школьникам доступные им источники и дать исходную информацию о событиях, процессах, явлениях, которые предстоит решать в дальнейшем.